В феврале 2003 г. Россия и Украина намерены подписать специальное
межправительственное соглашение о начале реализации проекта строительства
под дном Керченского пролива железнодорожного перехода. Об этом было
заявлено во время встречи представителей Автономной Республики Крым с
вице-губернатором Кубани Александром Ремезковым и председателем
законодательного собрания Краснодарского края Владимиром Бекетовым.
По словам украинских разработчиков проекта, на полную реализацию идеи
потребуется 783 млн. долларов. Значительную часть этой суммы уже
согласились выделить корпорации и крупные фирмы Японии, США, Китая и
нескольких стран Европы. При условии достаточного финансирования все
работы займут не более четырех лет, полтора года из которых уйдет на
подготовку площадок и специальной оснастки.
Общая протяженность железнодорожного перехода через Керченский пролив
- около 30 км, 15 км из них - подводный участок. Под дном пролива на глубине 90
метров будет проложено три туннеля. По переходу будут курсировать
специальные платформы. Пропускная способность перехода - 150 млн. тонн
грузов и 15 млн. пассажиров в год (составы будут двигаться в туннелях со
скоростью 140 км в час). Чтобы упростить задачу, разработчики проекта решили
не строить под землей автомобильную дорогу (вентиляция туннелей потребовала
бы огромных затрат).
Сейчас российский и украинский берега Керченского пролива связывает
паромная переправа. Её ресурс уже давно исчерпан, и все сооружения переправы
находятся в плачевном состоянии. Несколько лет назад всерьёз рассматривался
вопрос строительства моста через пролив (эту идею поддерживал мэр Москвы
Юрий Лужков), но детальные исследования и расчёты показали, что здесь
выгоднее строить туннели.
Для сооружения тоннеля под Керченским проливом планируется
создать ЗАО 'Крым-Кубань'. Об этом сообщила пресс-секретарь
Керченского горсовета Наталия Седова.
Общая стоимость проекта по сооружению транспортного перехода
оценивается в 1 млрд. долларов. Для его реализации предполагается
взять кредиты. Проект обещает окупиться через 10 лет. 'Есть
реальная возможность сдать этот транспортный переход в эксплуатацию
уже в 2006 году', - отметила Н. Седова.
По её словам, крымская научно-производственная фирма по
эксплуатации и строительству подземных объектов завершила
четырёхлетнюю работу по разработке проекта тоннеля 'Крым-Кубань'.
После проработки в соответствующих министерствах автономии и других
организациях проект передан на рассмотрение украинско-российской
комиссии по сотрудничеству. Большой интерес проявили к этому
проекту государства, входящие в Евразийское сообщество и многие
зарубежные страны - поведала пресс-секретарь.
По приказу небезызвестного Адольфа Шикльгрубера (в просторечии - Гитлера) была построена подвесная канатная дорога через Керченский пролив (введена в строй 14 июня 1943 г., доставляла ЕЖЕДНЕВНО ТЫСЯЧУ ТОНН военных грузов, необходимых для потребностей обороны укрепившейся в Тамани 17-й армии фашистов и подготовки дальнейшего наступления через Кавказ в Персию)! После освобождения Крыма система была разобрана, долго ржавела и была пущена на переплавку...
Весной
1943 г. Гитлер потребовал начать строительство
капитального 5-километрового двухъэтажного (по этажу для автомобильного и железнодорожного
транспорта) моста через Керченский пролив;
параллельно планировалось проложить нефтепровод.
По директиве фюрера от 21 апреля 1943 г. мост через Керченский пролив
должен быть закончен к 1 августа 1944 г.
Гитлер приказал ежемесячно сообщать ему о ходе подготовки к строительству
Керченского моста (см., например, доклад генерального уполномоченного по вопросам
рабочей силы гаулейтера Заукеля от 8 июля 1943 г. и др.).
9 октября 1943 г. полностью освобождены от фашистов
Таманский полуостров (это Кавказская сторона Керченского пролива)
и коса Тузла. Начатая 1 ноября 1943 г.
операция по десантированию с Тамани на Керченский полуостров оказалась неудачной (хотя была
занята часть города и гора Митридат), лишь малой части десантников удалось на подручных
плавсредствах спастись с плацдарма в районе Эльтигена (в южной части Керчи, современное
название - Героевское); окончательно
освобождена Керчь была 11 апреля 1944 г.
Отдельной Приморской армией.
После 15 лет перерыва сегодня возобновила работу железнодорожная
паромная переправа между Россией и Украиной. Путь через Керченский
пролив занимает менее часа, объезд по суше занимал почти сутки.
Так провожают пароходы - и поезда одновременно. Новый
железнодорожный паром отправляется в свой первый рейс, из порта
Кавказ в порт Крым. Через Керченский пролив он будет ежедневно
перевозить пассажиров и грузы - судно может взять на борт 20
вагонов или 24 цистерны. Меньше часа потребовалось парому, чтобы
добраться до Керчи. Встреча на переправе не просто торжественная -
настоящий праздник. Лучший подарок керчанам к Дню города, - говорят
местные власти.
Между Крымом и Кубанью, между российским и украинским берегами
сегодня восстановлено железнодорожное паромное сообщение. Это
значит, что для пассажирских поездов Керченский пролив больше не
является непреодолимой водной преградой, и появятся новые
транзитные рейсы, соединяющие отдаленные регионы России и Украины.
А грузовые составы больше не будут давать крюк в обход Азовского
моря, и значит, подешевеют грузоперевозки.
Этот плавучий мост через Керченский пролив, наведенный еще
полвека назад, перестал существовать одновременно с Советским
Союзом. С тех пор о его восстановлении только мечтали. Но в декабре
прошлого года, обсуждая ситуацию вокруг косы Тузла, президенты
России и Украины договорились переправу возродить Виктор Янукович,
глава исполнительной власти Украины непосредственно занимался
воплощением этого проекта в жизнь.
Виктор Янукович, премьер Украины: 'Мы в этом году поработали,
чтобы соединить, восстановить былые традиции. Поэтому паром начнет
работать, и я думаю, что и граждане и России и Украины будут иметь
от этого и экономическую, и человеческую, как говорится, пользу'.
По словам Виктор Януковича, скоро можно ожидать и упрощения
пограничных и таможенных формальностей на переправе. В течение полугода планируется,
что на маршрут выйдет и второй паром, который будет построен в Севастополе.