This image is created in 2000 
with use of mirror camera Zenit-E
07.IX.2000, Керчь. Вид с годы Митридат на восток (на Таманский полуостров, в сторону побережья Кавказа). Слева в тумана коса Чушка, справа - коса Тузла. Над Россией горит многоцветная (далёкая) радуга...

Из древнегреческих источников известно, что скифы перегоняли крупный рогатый скот через мелководный Керченский пролив (старинное название пролива БОСПОР означает 'бычий брод'). Сейчас минимальная ширина Керченского пролива около 5 км (от мыса Фонарь до косы Чушка).

В 1792 г. у порога солдатской казармы на Таманском полуострове (Краснодарский край РФ) случайно был обнаружен камень с малопонятной надписью. Уже через два года русский археограф и историк А.М.Мусин-Пушкин опубликовал перевод найденного текста - 'В лето 6576 индикта 6 Глеб мерил море по льду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен'. Сейчас эту плиту называют 'Тмутараканским камнем' и толкуют так - 'В лето 1068 г. князь Глеб (внук Ярослава Мудрого) по льду Керченского пролива измерил его ширину между Таманью и Керчью, и ширина та была около 30 км' (см. напр., работу [9], стр.44).
   Вот одно из указаний, что Азовское море и Керченский пролив замерзали и в те далекие годы... Это происходит и в наше время - напр., в декабре 2002 г. Азов уже в декабре замёрз с севера до Керчи; автор сайта помнит январь 1976 г., когда Азовское море замерзало от Жданова до самого горизонта на несколько недель, после чего при оттепели на берегу образовались огромные (метров до 5 высотой) ледовые торосы. Область замерзания Азова хорошо видна и на снимке из Коcмоса...

Неужли всеми нами уважаемый мэр московский тов. Ю.М.Лужков всёж-таки выстроит мост 'Крым-Кавказ'? 25 апреля 2002 г. приобретённый за счёт Правительства Москвы железнодорожный паром ледокольного типа (длина 127 м, ширина 20 м, водоизмещение 10 тыс.тн) для Керченской переправы пришел с Дальнего Востока в Керчь (название парома изменено с 'Сахалин-6' на 'Крым-1'). Паром сможет одновременно доставлять 36 железнодорожных вагонов и самостоятельно маневрировать и швартоваться в узкой акватории.
   На первом этапе планируется перевозка автофургонов и трейлеров, поскольку железнодорожные терминалы переправы требуют реконструкции с двух сторон, а подъездные пути - восстановления. По информации руководства 'Укрзалiзницi', стоимость восстановительных работ составляет около 1 млн. US$, причём вопрос о распределении работ между Крымом, Москвой и Краснодарским краем до сих пор не решён. По мнению украинской стороны, для обеспечения нормального функционирования переправы требуется не менее 3 паромов; общая стоимость инвестиций в создание паромного комплекса могут достигнуть 120 млн. US$. Объём грузопотока через переправу оценивается в 3-4 млн тонн. С её использованием сокращение длины южного транспортного коридора составит около 0,5 тыс. км, однако сезонным препятствием является сложная ледовая обстановка в Керченском проливе, ввиду чего просто́й паромов может достигать 10 суток. Не решён окончательно вопрос о статусе Азовского моря, Керченского пролива, Керчь-Еникальского канала. Поэтому в качестве кардинальной альтернативы рассматриваются проекты Керченского тоннеля (стоимость 800 млн. US$) либо моста (1,5 млрд. US$).
Туристический сервер Крыма
'Новости курортов Крыма', 22.III.2002, 03.V.2002
http://www3.tour.crimea.com, tour@crimea.com

Примечание. В летних 2002 г. газетах Крыма публикуются нелицеприятные материалы по поводу этого парома. Утверждается, что он прибыл в Фео и будет ходить между Фео и Новороссийском (из-за значительной осадки парома работа в Керченском проливе невозможна) etc. Истина пока неясна - возможно, это предвыборная игра, а возможно, и правда или неопределенная пока часть оной...

Информацию о мосте через Керченский пролив см. также здесь.
Под Керченским проливом будет построен железнодорожный тоннель

   В феврале 2003 г. Россия и Украина намерены подписать специальное межправительственное соглашение о начале реализации проекта строительства под дном Керченского пролива железнодорожного перехода. Об этом было заявлено во время встречи представителей Автономной Республики Крым с вице-губернатором Кубани Александром Ремезковым и председателем законодательного собрания Краснодарского края Владимиром Бекетовым.
   По словам украинских разработчиков проекта, на полную реализацию идеи потребуется 783 млн. долларов. Значительную часть этой суммы уже согласились выделить корпорации и крупные фирмы Японии, США, Китая и нескольких стран Европы. При условии достаточного финансирования все работы займут не более четырех лет, полтора года из которых уйдет на подготовку площадок и специальной оснастки.
   Общая протяженность железнодорожного перехода через Керченский пролив - около 30 км, 15 км из них - подводный участок. Под дном пролива на глубине 90 метров будет проложено три туннеля. По переходу будут курсировать специальные платформы. Пропускная способность перехода - 150 млн. тонн грузов и 15 млн. пассажиров в год (составы будут двигаться в туннелях со скоростью 140 км в час). Чтобы упростить задачу, разработчики проекта решили не строить под землей автомобильную дорогу (вентиляция туннелей потребовала бы огромных затрат).
   Сейчас российский и украинский берега Керченского пролива связывает паромная переправа. Её ресурс уже давно исчерпан, и все сооружения переправы находятся в плачевном состоянии. Несколько лет назад всерьёз рассматривался вопрос строительства моста через пролив (эту идею поддерживал мэр Москвы Юрий Лужков), но детальные исследования и расчёты показали, что здесь выгоднее строить туннели.

Туристический сервер Крыма
'Новости курортов Крыма', 24.I.2003
http://www3.tour.crimea.com, tour@crimea.com


Строить тоннель будет ЗАО 'Крым-Кубань'

    Для сооружения тоннеля под Керченским проливом планируется создать ЗАО 'Крым-Кубань'. Об этом сообщила пресс-секретарь Керченского горсовета Наталия Седова.
   Общая стоимость проекта по сооружению транспортного перехода оценивается в 1 млрд. долларов. Для его реализации предполагается взять кредиты. Проект обещает окупиться через 10 лет. 'Есть реальная возможность сдать этот транспортный переход в эксплуатацию уже в 2006 году', - отметила Н. Седова.
   По её словам, крымская научно-производственная фирма по эксплуатации и строительству подземных объектов завершила четырёхлетнюю работу по разработке проекта тоннеля 'Крым-Кубань'. После проработки в соответствующих министерствах автономии и других организациях проект передан на рассмотрение украинско-российской комиссии по сотрудничеству. Большой интерес проявили к этому проекту государства, входящие в Евразийское сообщество и многие зарубежные страны - поведала пресс-секретарь.

Туристический сервер Крыма
'Новости курортов Крыма', 12.V.2003
http://www3.tour.crimea.com, tour@crimea.com


...О строительстве (и бесславной кончине) моста 'Кавказ-Крым' имеется немало информации (например, здесь).

По приказу небезызвестного Адольфа Шикльгрубера (в просторечии - Гитлера) была построена подвесная канатная дорога через Керченский пролив (введена в строй 14 июня 1943 г., доставляла ЕЖЕДНЕВНО ТЫСЯЧУ ТОНН военных грузов, необходимых для потребностей обороны укрепившейся в Тамани 17-й армии фашистов и подготовки дальнейшего наступления через Кавказ в Персию)! После освобождения Крыма система была разобрана, долго ржавела и была пущена на переплавку...

   Весной 1943 г. Гитлер потребовал начать строительство капитального 5-километрового двухъэтажного (по этажу для автомобильного и железнодорожного транспорта) моста через Керченский пролив; параллельно планировалось проложить нефтепровод. По директиве фюрера от 21 апреля 1943 г. мост через Керченский пролив должен быть закончен к 1 августа 1944 г. Гитлер приказал ежемесячно сообщать ему о ходе подготовки к строительству Керченского моста (см., например, доклад генерального уполномоченного по вопросам рабочей силы гаулейтера Заукеля от 8 июля 1943 г. и др.).
   9 октября 1943 г. полностью освобождены от фашистов Таманский полуостров (это Кавказская сторона Керченского пролива) и коса Тузла. Начатая 1 ноября 1943 г. операция по десантированию с Тамани на Керченский полуостров оказалась неудачной (хотя была занята часть города и гора Митридат), лишь малой части десантников удалось на подручных плавсредствах спастись с плацдарма в районе Эльтигена (в южной части Керчи, современное название - Героевское); окончательно освобождена Керчь была 11 апреля 1944 г. Отдельной Приморской армией.

По материалам книги В.В.Карпова
'Полководец', -М.: Воениздат, 1989, -574 c.

Возобновила работу железнодорожная паромная переправа между Россией и Украиной

    После 15 лет перерыва сегодня возобновила работу железнодорожная паромная переправа между Россией и Украиной. Путь через Керченский пролив занимает менее часа, объезд по суше занимал почти сутки.
   Так провожают пароходы - и поезда одновременно. Новый железнодорожный паром отправляется в свой первый рейс, из порта Кавказ в порт Крым. Через Керченский пролив он будет ежедневно перевозить пассажиров и грузы - судно может взять на борт 20 вагонов или 24 цистерны. Меньше часа потребовалось парому, чтобы добраться до Керчи. Встреча на переправе не просто торжественная - настоящий праздник. Лучший подарок керчанам к Дню города, - говорят местные власти.
    Между Крымом и Кубанью, между российским и украинским берегами сегодня восстановлено железнодорожное паромное сообщение. Это значит, что для пассажирских поездов Керченский пролив больше не является непреодолимой водной преградой, и появятся новые транзитные рейсы, соединяющие отдаленные регионы России и Украины. А грузовые составы больше не будут давать крюк в обход Азовского моря, и значит, подешевеют грузоперевозки.
   Этот плавучий мост через Керченский пролив, наведенный еще полвека назад, перестал существовать одновременно с Советским Союзом. С тех пор о его восстановлении только мечтали. Но в декабре прошлого года, обсуждая ситуацию вокруг косы Тузла, президенты России и Украины договорились переправу возродить Виктор Янукович, глава исполнительной власти Украины непосредственно занимался воплощением этого проекта в жизнь.
   Виктор Янукович, премьер Украины: 'Мы в этом году поработали, чтобы соединить, восстановить былые традиции. Поэтому паром начнет работать, и я думаю, что и граждане и России и Украины будут иметь от этого и экономическую, и человеческую, как говорится, пользу'.
   По словам Виктор Януковича, скоро можно ожидать и упрощения пограничных и таможенных формальностей на переправе. В течение полугода планируется, что на маршрут выйдет и второй паром, который будет построен в Севастополе.

Туристический сервер Крыма
'Новости курортов Крыма', 24.IX.2004
http://www3.tour.crimea.com, tour@crimea.com

В январе-октябре текущего года Государственная судоходная компания 'Керченская паромная переправа' перевезла 279,7 тыс. пассажиров, что на 17,2 тыс. пассажиров или на 6,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
   За 10 месяцев услугами Керченской паромной переправы для выезда из Крыма воспользовались 153,6 тыс. человек, что на 9,5 тыс. человек или на 6,6% больше, чем за тот же период прошлого года; в Крым переправлено 126,1 тыс. пассажиров, что на 7,7 тыс. человек, или на 6,5% больше.
   Государственная судоходная компания 'Керченская паромная переправа' (г.Керчь, АРК) осуществляет перевозки пассажиров, автомашин и грузов через Керченский пролив из порта 'Крым' в порт 'Кавказ' и обратно на своих судах. В 2003 году компания снизила объем пассажирских перевозок на 9,8% до 296,8 тыс. человек.
   За 9 месяцев 2004 года Керченская паромная переправа перевезла 258,3 тыс. пассажиров, что на 7,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Туристический сервер Крыма
'Новости курортов Крыма', 12.XI.2004
http://www3.tour.crimea.com, tour@crimea.com