В намерения автора сайта входит также создание 'дерева ученых' - представленной в виде иерархической структуры (типа 'генеалогического дерева') информации о личностных соотношениях 'учитель - ученик(и)' в области периодической деформации - см. по этому поводу.
Именно с кромок полосы обычно и начинается ее разрушение, только потом оно распространяется на всю ширину полосы. Часто возникающиеся на кромках полосы трещины (направленные обычно под углом около 45 град. к оси прокатки - 'ковочный крест' - соответственно направлению максимальных касательных напряжений) расчленяют прокатываемый металл на отдельные (перпендикулярные направлению прокатки) полоски.
Итак, на приведённом выше рисунке схематически показано НДС для случая плоской
периодической прокатки; слева - напряжённое состояние, справа - деформированное
состояние (для случая плоской деформации деформация по оси Z близка к 0, в этом
случае Z-товая компонента напряжения суть полусуммы X-вой и Y-вой).
Станы Краузе применялись для холодной и теплой прокатки тонких полос из различных металлов и сплавов (в том числе труднодеформируемых), однако широкого применения в промышленности не нашли - в немалой степени из-за отмеченных выше недостатков.
Каков же механизм образования 'волнистости' на прокатанной полосе? см. рисунок ниже...
'Волнистость' образуется потому, что на каждый цикл обжатия приходится вполне определенная подача
m исходной заготовки, при этом готовая полоса перемещается (вдоль оси прокатки) на величину m×H0/H1 (где
H0 и H1 - толщины исходной заготовки и готовой полосы, отношение H0/H1 именуется 'суммарной
вытяжкой за пропуск' и обозначается обычно греческим символом μ). В результате на готовой полосе образуются 'волны' с периодом, равным
суммарному линейному смещению m×H0/H1; причем впадины и вершины 'волны' имеют высоту
H1min и H1max соответственно (см. рис. справа).
Ясно, что высота 'волн' увеличивается с возрастанием подачи и суммарной вытяжки,
хотя обычно величина 'волнистости' (строго - циклической наведенной продольной разнотолщинности) невелика - редко превышает единицы процентов; для устранения 'волнистости' вслед за станом периодической деформации часто устанавливают обычный стан продольной прокатки для 'выглаживания' полосы.
Как уменьшить 'волнистость'? Часто применяют т.н. 'полирующий (калибрующий)'
участок (т.е. небольшой отрезок в конце рабочего участка длиной не менее m×H0/H1, где валок движется параллельно оси прокатки); на этом участке заготовка выглаживается (полируется, калибруется).
На леворасположенном рисунке приведена схема, поясняющая (в самом общем виде, разумеется) методику расчёта параметров процесса плоской периодической прокатки с учетом упругой деформации рабочей клети стана и проката (т.н. 'метод (алгоритм) Баканова', подробнее см. вышеуказанную статью и работу).
А как думаете - при более 'мягкой' клети максимум усилия прокатки снизится или повысится по сравнению с прокаткой в более 'жёсткой' клети? А продольная разнотолщинность возрастет или снизится? Выгрузите на свой компьютер входящий в пакет OMD модуль PILIG, реализующий расчет параметров плоской периодической прокатки с учетом реальной упругой податливости клети стана и самого проката, поработайте с ним (проведите вычислительный эксперимент) и проверьте свою догадливость...
На данное программное обеспечение получено
СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации
программ для ЭВМ № 2015661338
(Федеральная служба по интеллектуальной
собственности Российской Федерации - Роспатент, дата поступления 11.IX.2015 г.,
зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 26.X.2015 г.).
Особо интересен случай, когда заготовка в процессе деформирования не закреплена (на такой режим приходится идти, если при неподвижном закреплении заготовки в ней возникают излишние продольные усилия). Это штатный режим для станов ХПТ, но там подача ограничена (производительность достигается большим числом циклов прокатки в единицу времени); для стана ХПЛ быстроходность невелика, а подача относительно большая - отсюда и продольные напряжения в заготовке велики.
Для расчёта геометрических, кинематических и деформационных параметров процесса на стане ХПЛ была разработана методика решения системы из 6-ти нелинейных алгебраических уравнений (рис. справа); причем 1-е и 2-е уравнения решались численно.
В этой системе уравнений для каждого положения рабочего валка заданными считаются:
а подлежат определению:
Т.к. усилия Q0 и Q1 сами по себе зависят от перемещений концов заготовки (ко́и, в свою очередь, определяются интегрированием скоростей Vα и Vγ) по времени, процедура решения еще более усложняется (требуется дополнительный внешний итерационный цикл), но вполне доступна даже для вычислительных мощностей современных ПЭВМ.
Также как и станы Краузе, раскатные станы конструкции Платцера не нашли широкого промышленного применения (однако положительные свойства описанной конструкции использованы при создании станов серии ХПЛ-650.
Серьезным достижением конструктора серии станов ХПЛ-650 (а базовой конструкцией при этом являлся раскатной стан Платцера) стала как раз возможность обеспечения (жестко заданного механизмом привода) качательного движения рабочих кассет, что дало возможность получить удовлетворительный профиль обжимного участка (а значит, и закон распределения частных обжатий вдоль последнего) даже при прямолинейных опорных планках. Правда, отрицательным последствием этого явилось повышение скорости находящихся в контакте с прокатом окружности рабочих валков (при отсутствии качания эта скорость практически нулевая) - отсюда и скольжение валков по прокату и, соответственно, продольные усилия в заготовке. Режим прокатки 'плавающей' заготовки - не самый элегантный (но, впрочем, давно используемый в практике - например, в пилигримовых станах горячей прокатки труб) выход из создавшегося положения (см., напр., работу).
В чем же суть влияния профиля рабочего (обжимного,
переходного) участка на закон распределения частных обжатий вдоль последнего? На
вышеприведенном рисунке схематично показано два характерных случая - слева профиль
рабочего участки близок к прямой (соединяющей точки начала и конца рабочего участка),
справа показан профиль с интенсификацией обжатий в начале рабочего участка (в обоих
случаях все другие параметры процесса одинаковы - толщины заготовки и полосы
H0 и H1 соответственно, длина рабочего участка L, изменяется
только профиль зоны обжатия).
Из рисунка видно, что в первом случае максимум частных
(и относительных) обжатий и длины мгновенного очага деформации (второй сверху ряд
графиков, слева) имеет максимум в конце зоны обжатия; соответственно изменяется и
усилие прокатки P (нижний ряд). При интенсификации обжатия описанные максимумы
сдвинуты ближе к началу зоны обжатия (правый столбец графиков).
Итак, изменяя профиль рабочего участка (пока неважно, каким путем), возможно чувствительно регулировать закон изменения обжатий и усилий вдоль рабочего участка. Естественно, при соответствующей настройке можно добиться минимума усилия прокатки на рабочем участке (это приблизительно соответствует и минимуму момента прокатки), см. работу); этот режим близок к требованию достижения максимальной работоспособности рабочей клети стана периодической прокатки.
При периодической прокатке длина мгновенного очага
деформации (C1B1 на рис. сверху) изменяется от начала к концу
рабочего участка (а значит, и усилие и момент прокатки также непостоянны по длине
рабочего участка, однако при каждом следующем рабочем ходе процесс повторяется -
при неизменных остальных параметрах процесса). Одна из самых главных задач при
расчетах процессов периодической деформации - определение длины мгновенного очага
деформации (МОД).
В настоящее время основой для определения размеров МОД служит т.н. 'правило Емельяненко', дающее возможность рассчитать величины частного обжатия и мгновенного линейного смещения (A1B1 на рис. сверху), длину МОД после этого можно вычислить исходя из величины частного обжатия - например, по приближенной формуле, известной из теории обычной продольной прокатки (символом SQRT обозначено вычисление квадратного корня):
длина МОД = SQRT((частное обжатие) × (радиус рабочего валка))
Cуществует множество (часто довольно сложных) методик, уточняющих 'правило
Емельяненко' - например, Матвеевым Б.Н. предложен метод, позволяющий учитывать форму деформирующего инструмента - рабочего валка - см.
работу).
Итак, на основе 'правила Емельяненко' можно оценить величину частного (а значит, и относительного) обжатий и длину МОД для каждой точки по длине рабочего участка (заметим, что эти величины являются функциями не только координат рабочего участка в данной точке, но и зависят от профиля рабочего участка во всех предыдущих точках - т.е. от профиля рабочего участка от начала его до заданной расчетной точки).
Зная длину МОД, ширину полосы и величину среднего давления в МОД (действуют закономерности, подобные принятым в теории обычной продольной прокатки), не представляет труда определить усилие прокатки; момент прокатки приходится
вычислять путем умножения крутящего момента относительно мгновенного центра скоростей рабочего валка (его положение может изменяться по на рабочем ходе) на мгновенное передаточное отношение от рабочего валка к валу привода (также может быть непостоянным).
Вопросы расчета профиля рабочего участка для случая заготовки, имеющей возможность продольно перемещаться во время рабочего хода, значительно более сложны и решаются с помощью численных процедур (см., например
работу и статью).
Однако часто ставится куда более сложная (обратная) задача - рассчитать профиль рабочего участка исходя из условия достижения максимального использования пластических свойств проката. В самом деле, показанный слева на вышеприведенной схеме вариант обжатий характеризуется резким повышением абсолютных (показаны на графике) и тем более относительных обжатий в конце рабочего участка, где металл уже сильно наклепан и его ресурс пластичности практически исчерпан - значит, тут он и разрушится.
На правой схеме максимум деформации приходится на начало рабочего участка, где прокатываемый металл еще не исчерпал свой ресурс пластических свойств - этот вариант лучше вышеразобранного. Но, быть может, и здесь металл 'затрещит' из-за превышения его возможностей к пластическому деформированию?...
Таким образом, в каждом конкретном случае (если знать априори, какому обжатию можно подвергнуть прокатываемый металл исходя из предъистории его нагружения)
можно попытаться определить наиболее рациональный для этого материала закон изменения обжатий и максимальное значение подачи, при которой прокатка еще возможна без разрушения. Этот подход можно назвать выбором профиля рабочего участка из условия максимальной интенсификации процесса (естественно, с учетом налагаемых ограниченными пластическими свойствами реальных прокатываемых металлов ограничений).
Итак, известны пластические свойства прокатываемого металла (условно говоря, известно, какую степень деформации можно дать - без опасения разрушения
материала - с учетом того, насколько и как уже деформировался этот материал - это т.н. предъистория нагружения), надо определить профиль рабочего участка на заготовке и максимально возможную подачу (а потом, если надо, и профиль инструмента, конструктивные параметры стана и др.). Решение основной задачи предложено, например, в
работе (предложена графоаналитическая итерационная процедура расчета, ресурс пластичности прокатываемого материала определяется, естественно, только экспериментальным путем - это сама по себе большая и сложная задача - см., например,
статью).
Для периодической прокатки важно понятие дробности деформации. Дробность деформации при периодической деформации суть величина, показывающая, за сколько циклов прокатки деформируется объем заготовки, равный объему подачи.
Например, для плоской периодической прокатки дробность деформации 'n'
определяется как (величина безразмерная) :
n = (площадь поперечного сечения участка обжатия) / (подача × H0)
Желаете почувствовать вышесказанное не теоретически, а на практике?
Выгрузите на свой компьютер входящий в пакет OMD модуль PILIG, реализующий расчет параметров плоской периодической прокатки и поработайте с ним - весьма показательно! Желаю удовольствия в работе...
Ещё один огромный минус конструкции раскатного стана Платцера - привод валков за шейки, что вызывает изгиб последних и, в конечном итоге, ограничивает длину бочки (и ширину проката). Здесь надо обратиться к схеме Краузе - привод валков по всей длине их бочек.
В станах серии ХПЛ-650 проблема решена - валки (рабочие, промежуточные и опорные ролики) помещены в подвижную кассету, и шейки рабочих валков полностью свободны от тянущих усилий со стороны кривошипно-шатунного механизма (эти усилия воспринимаются шейками 'толстых' промежуточных валков).
Вообще-то считается, что чем больше дробность деформации - тем лучше (это
интуитивно понятный принцип - проще сделать определённую работу не сразу, а за несколько - как можно больше - приемов); но при этом возможности данного процесса и оборудования могут быть реализованы неполностью... кстати, согласно приведенному выражению дробность деформации при прокатке согласно приведенному слева (на рис. выше) профилю рабочего участка больше, чем по правому (при одинаковой подаче, естественно)! Таким образом, величина дробности деформации - довольно грубая оценочная величина.
К первым относятся, например, всем известные станы ХПТ - станы холодной прокатки труб, ко второй - например, пилигримовые станы горячей трубной прокатки. Интересно, что возможен средний вариант - станы ХПТР (станы роликовой холодной прокатки труб, разработка которых ассоциируется с
ВНИИМетМаш'ем и
Носалем В.В.),
в которых подвижная кассета перемещается в подвижной же станине.
Похоже, что оба основных типа станов имеют право на существование, однако каждый конструктор понимает, что конструкция с подвижной станиной ограничивает быстроходность (а значит, и производительность); схемы с подвижной станиной обычно оправданы при необходимости получения изделий повышенного качества (например, особо тонкостенных труб - понятно, для какого применения) при, возможно, ограниченной производительности.
Вращение рабочих валков осуществляется под действием возникающих на контактной поверхности с металлом сил трения. Рабочие и опорные валки смонтированы на концах
шарнирно закрепленных в cтанине рычагов, приводимых в колебательное движение кривошипно-шатунным механизмом. С целью преодоления инерционных эффектов и аккумулирования энергии возвратно-поступательных масс стана оси кривошипов снабжены маховиками.
В маятниковых станах заготовка подается непрерывно с заданной постоянной скоростью (используются задающие валки) и обжимается как при прямом, так и при обратном ходе валков. Выходит же полоса из маятникового стана с переменной пульсирующей скоростью, поэтому для выравнивания скорости выходящей из стана полосы и скоростью моталки устанавливается гидропневматический 'танцующий' ролик.
Как и в любом стане периодической прокатки, выходящая из маятникового стана полоса имеет наведенную продольную циклическую разнотолщинность (волнистость); для уменьшения ее величины применяют специальные устройства, перемещающиеся рабочие валки на конечной стадии рабочего хода почти параллельно оси прокатки (для полной ликвидации 'волнистости' применяется обычная холодная прокатка с обжатием до 20%).
В маятниковых станах амплитуда колебаний маятников устанавливают таким образом, чтобы рабочие валки постоянно оставались в контакте с металлом - иначе работа стана будет сопровождаться ударными нагрузками, интенсивному износу рабочего инструмента и ухудшению качества поверхности проката (регулировка маятникового стана - достаточно сложная операция).
В целом маятниковые станы предназначены для прокатки тонкого холоднокатаного листа из труднодеформируемых металлов и сплавов. На этих станах успешно прокатывали (в опытном и промышленном порядке) нержавеющую сталь, титан, фосфористую бронзу и др. материалы с вытяжкой 5÷27 за один пропуск, при этом температура полосы повышалась до 200÷400° Цельсия.
Невозможно однозначно определить лучшую стратегию - вышеуказанную или же стратегию типа 'большая подача - относительно малая быстроходность' (обычно связанную с использованием для деформации только прямого хода рабочих валков, как в станах серии ХПЛ-650). Обычно важную роль играют размер, масса и сложность (в том числе обслуживания) оборудования, размер и требуемый объем выпуска проката, класс прокатываемых сплавов и, даже личные предпочтения конкретного конструктора (которые, естественно, нельзя считать полностью субъективными - хотя они и трудно алгоритмизируемы).
Схема прокатки на этом стане показана на рисунке.
Рабочий валок 1 и опорные валки 2 и 3 установлены в балансире 4, который связан с эксцентриком 5 непосредственно, а с эксцентриком 6 через шатун 7. При (синхронном)
вращении обоих эксцентриков рабочий валок за каждый цикл прокатки описывает замкнутую криволинейную тректорию 8, имеющую форму вытянутой петли, в результате чего деформация осуществляется только во время переднего хода рабочего валка. Этот же валок на выходе из зоны деформации перемещается почти параллельно оси прокатки, из=за чего циклическая продольная разнотолщинность (волнистость) на поверхности прокатки практически не образуется.
Технические данные стана с качающимися валками следующие - максимальное сечение исходной заготовки 250×250 мм, сечение прокатанной полосы 70×70 мм, скорость подачи исходной заготовки 0.5÷2.0 м/мин, максимальное число рабочих ходов 225 в минуту, максимальная подача заготовки на один рабочий ход валков 10 мм, мощность главного привода 850 кВт.
Утверждается, что применение стана с качающимися валками перспективно при создании совмещенных процессов непрерывной разливки стали и прокатки сортовой заготовки. В этом случае он будет выполнять роль обжимного стана, на котором можно получать исходную заготовку оптимального для (следующего за данным) обычного сортового стана сечения.
В качестве деформирующего инструмента в этих станах служат качающиеся сегменты, профиль рабочей поверхности которых представляет собой кривую сложной формы. Для избежания наведения периодической продольной волнистости сегменты имеют удлиненную калибрующую часть. Сегменты приводятся в движение тремя эксцентриками, в процессе деформации металла они движутся вращательно-поступательно (подобно рабочим валкам в станах холодной пилигримовой прокатки труб). Так же как в станах с качающимися валками, здесь металл попеременно обжимается вертикальной и горизонтальной парами сегментов.
Американская фирма 'Laclede Steel' (см.
адреса фирмы) установила промышленный стан с качающимися сегментами перед непрерывным мелкосортным двухвалковым станом. На этом стане полученную непрерывной отливкой исходную заготовку сечением 180×180 мм обжимают до сечения 65×65 мм. На другом (установленном в Измире, Турция) промышленном стане заготовку с МНЛЗ сечением 200×200 мм обжимают с восьмикратной вытяжкой. Фирма 'Kocks' может выпускать станы с качающимися сегментами четырех типоразмеров, прокатывающих исходную заготовку сечением от 100×100 до 400×400 мм и вытяжкой до 8 за пропуск.
Одна из наиболее удачных конструкций планетарного стана - планетарный стан Платцера, принципиальная схема которого показана на
рисунке.
Рабочие валки 1 через промежуточные валки 2 опираются на опорные балки 3, исполненные в виде неподвижных валков. Подушки рабочих и промежуточных валков размещены в гнездах сепараторов 4 и могут перемещаться в сепараторах в радиальных направлениях.
Первый промышленный планетарный стан Платцера был спроектирован и изготовлен немецкой фирмой 'Krupp Industriebau' и введен в эксплуатациюв 1965 г. на заводе немецкой же фирмы 'Bochumer Verein fur Gubstahl fabrication' в г.Бохум. Установка была названа станом Круппа-Платцера и из сляба сечением 90×400 мм прокатывает полосу толщиной 1,5÷8 мм, затем полоса сматывается в рулоны. Каждый планетарный комплект состоит из 24 пар рабочих и промежуточных валков диаметром 100 мм с длиной бочки 500 мм. Диаметр опорной балки равен 820 мм, скорость вращения сепараторов 120 об/мин, мощность двигателя главного привода 590 кВт. Величина подачи сляба на каждую пару рабочих валков составляет 0,5 мм, скорость выхода готовой полосы из стана 65 м/мин, допуск на толщину готовой полосы по всей длине и ширине не превышает 0,05 мм. Расход энергии при средней производительности 20 т/час составляет 32,5 кВт*час/т (значительно ниже, чем на обычных станах полосовой прокатки). Подача сляба в планетарные валки осуществляется парой задающих валков, смонтированной в одной станине с планетарной клетью.
Фактически одной из разновидностей планетарного стана Платцера является стан
Дайдо - стан с одним нижним комплектом планетарных валков (вместо верхнего комплекта устанавливается либо валок большого диаметра, либо неподвижные опорные плиты, 1951). Наиболее мощный и современный стан такого типа прокатываются слябы 25×400×1000 мм из высокоуглеродистых, легированных, коррозионностойких и хромоникелевых сталей, толщина готовой полосы составляет 1,6÷6 мм, диаметр опорного валка 470 мм, рабочего - 74 мм (22 штуки), мощность главного двигателя 1500 кВт, мощность привода верхнего (обычного) валка 350 кВт, скорость вращения сепаратора 200 об/мин.
Планетарные станы конструкции Платцера появились не на пустом месте - первый планетарный стан для листовой прокатки был предложен английским изобретателем
Е.М.Пиккеном (патент Англии № 609706, 1948). Привод рабочих валков осуществляется через сепараторы, к которым приложен крутящий момент, стан отличается большой жесткостью.
Ещё одна конструкция - планетарный стан
Сендзимира
(см. адреса фирмы 'Sendzimir').
Схема предложена английским изобретателем В.В.Триггсом (патент Англии № 655190, 1951), куплена Т.Сендзимиром и запатентована в других странах.
В то же время накопилось огромное число отечественных теоретических работ в данной области (иногда весьма полезных). Вот всегда так - русские придумывают, а потом начинается - Яблочковы/Эдиссоны, Поповы/Маркони, Бушевы/Сендзимиры, Зворыкины да Сикорские всякие... так и хочется сказать вслед за Жванецким - '...может, в консерватории надо что-то подправить?'
Возврат к главной странице
На станах подобного типа обычно прокатывается сортовая (квадрат или
прямоугольник) заготовка, поэтому имеются две пары вышеописанных валков - горизонтальная и вертикальная, обжатия в горизонтальном и вертикальном направлениях осуществляются поочередно.
Отметим, что подача заготовки в стан обеспечивается осевой составляющей движения сегментов (подающее устройство отсутствует).Станы с качающимися сегментами могут успешно совмещаться с машинами непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) и/или быть установлены перед мелкосортными прокатными станами.
В опорные балки вмонтированы профилированные рабочие планки 5, по которым в процессе обжатия полосы рабочими валками катятся промежуточные валки и которые вследствие
этого воспринимают давление прокатки. Профиль сменных рабочих планок к конце зоны
обжатия обеспечивает движение рабочих валков параллельно оси прокатки, в результате
чего полоса на выходе из планетарной клети почти не имеет волнистости.
Существует предложение (патент ФРГ № 1167301, 1964), согласно которому для повышения жесткости рабочих валков в тангенциальном направлении и возможного увеличения ширины прокатываемой полосы каждый рабочий валок опирается на два составных промежуточных валка.
Из других подобных конструкций известны построенные 'Krupp Industriebau'
станы для Японии (горячая прокатка слябов шириной до 300 мм) и для завода
'Vereinigte Deutshe Nikelwerke' в г. Шверте (прокатка полос толщиной 2÷10 мм и шириной 200÷420 мм из заготовки толщиной 90 мм и массой до 3 т из различных сплавов никеля и специальных сталей).
Утверждается, что планетарные станы Платцера являются перспективными не только для горячей (как вышеописано), но и для холодной прокатки полосы ограниченной ширины.
Основной недостаток конструкции стана Пиккена - сложность изготовления опорного валка, который представляет собой подшипник качения большого диаметра.
В планетарном стане Сендзимира шейки рабочих валков ни в радиальном, ни в тангенциальном направлениях не воспринимают усилий прокатки.
Однако при работе стана Сендзимира в взаготовке возникают переменные по величине и знаку осевые усилия, что может вызвать вибрацию узлов и механизмов планетарного стана.
В стане Сендзимира рабочие валки сразу же за плоскостью осей опорных валков начинают расходиться и полоса по выходе из планетарной клети имеет продольную циклическую разнотолщинность (волнистость) - для ее устранения за планетарной клетью устанавливают прогладочную клеть (обычно четырехвалковую), обычно эта клеть создает постоянное заданной натяжение полосы на ее выходе из стана.
Вообще вследствие применения массивного опорного валка и рабочих валков малого диаметра система Сендзимира отличается высокой жесткостью (что дает повышенную точность размеров проката по толщине и хорошую планшетность).